Наука проследит по микроэлементам путь нефти из недр
Светлана Пунанова рассказала об источниках и составных частях подпитки Ромашкинского месторождения.
(
21 сентября 2023 09:17 , ИА "Девон" )
Нефтехимические методы помогут проследить пути образования нефти. Это позволит повысить эффективность геологоразведки и добычи углеводородов. Так считает ведущий научный сотрудник Института проблем нефти и газа РАН Светлана ПУНАНОВА. Тезисы её доклада были представлены к конференции «Перспективы развития нефтегазовых компаний России» в Казани. Информагентство «Девон» в развитие предыдущей публикации (
«Ученый РАН обосновала продление службы Ромашки до 200 лет») приводит соответствующий тезис ученого.
ДЫХАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ СКВАЖИН.
На площади огромного поля Ромашкинского месторождения выделены «аномальные» скважины. Они приурочены к залежам, находящимся в начале последнего этапа разработки. Эти объекты характеризуются повышенными концентрациями лёгких миграционных УВ.
В последние годы у ряда старых скважин «Ромашки» наблюдается «второе дыхание». Это идет поступление лёгкой газированной нефти на фоне общего увеличения плотности. При этом некоторые скважины характеризуются пульсирующим режимом нефтедобычи.
Тем самым, падение дебитов сменяется долговременным ростом. В отношении этих участков высказаны суждения о возможности их дополнительной подпитки подтоками глубинных углеводородов.
В связи с выявленными притоками и перерасчётом запасов предложена уточненная схема балансовых запасов на Ромашкинском месторождении. При такой геологической модели месторождения, применив новую методологию построения модели, можно увеличить балансовые запасы на 15%.
ОБ ИСТОЧНИКАХ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В НЕФТИ.
Микроэлементный состав нафтидов (природных битумов – прим. ИА «Девон») Ромашкинской группы месторождений является отражением дополнительного притока углеводородов.
Справка ИА Девон: Нафтиды – это углеводородные газы, нефть и ее естественные производные, в том числе природные битумы.
Процесс нафтидогенеза обусловлен совместным взаимодействием экзогенных и эндогенных факторов. Действие этих процессов находит отражение в составе микроэлементов нефтей. Это важный источник информации о процессах нефтегазообразования.
Анализ и обобщение обширного материала даёт возможность предполагать существование нескольких источников микроэлементов (МЭ) в нефтях. Они могут быть унаследованы от «живого» вещества (никель, молибден, медь и т.д). Некоторые элементы заимствованы из окружающих пород и пластовых вод (натрий, магний и т.д).
Металлы, лантаноиды и редкоземельные элементы могут быть привнесены по проницаемым зонам из глубинных нижнекоровых участков земной коры. Проведены исследования влияния состава элементов земной коры на состав нефтей Ромашкинской группы месторождений на основе корреляционных зависимостей. Накоплен большой объём данных по содержанию МЭ в нефтях Ромашкинской группы.
Такой прогресс был достигнут в связи с использованием метода масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ICP-MS). Это позволило точнее и быстрее определять концентрации около 60 МЭ в пробах.
Типичные значения концентрации различных микроэлементов в нефти, углях и сланцах, в континентальной коре и в живом веществе различаются на несколько порядков. Исследовались в основном пробы нефтей из «аномальных скважин». Нефти имели очень низкие концентрации ванадия и никеля, с преобладанием Ni над V. Это нехарактерно для нефтей Урало-Поволжья, включая сырье месторождений Ромашкинской группы.
БИОТА И ДРУГИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Для всех проб наблюдается более высокая корреляционная связь МЭ состава нефтей Ромашкинской группы месторождений с химическим составом средней и нижней континентальной коры. Вниз по разрезу, от тульских отложений нижнекаменноугольного возраста до пашийских отложений верхнего девона связь микроэлементного состава нефтей с составом коры возрастает.
Выявляется высокая связь МЭ состава изученных нефтей с составом как морской, так и наземной биоты. Связь МЭ состава нефтей с составом живых организмов наземного происхождения несколько выше, чем с морской. Это отвечает данным о смешанном типе исходной органики в этих отложениях – сапропелево-гумусовом органическом веществе.
Установлена при этом некоррелированность изменения в различных пробах концентрации предположительно биогенных и глубинных элементов. Это свидетельствует об их независимом формировании из различных источников.
Такая несогласованность в распределении различных генетических типов микроэлементов не уникальна для Ромашкинской группы месторождений. Аналогичные выводы были получены при сравнении редкоземельных и «биогенных» элементов (V+Ni+Fe) в нефтях месторождений Ханты-Мансийского автономного округа.
ИЗ ГЛУБИННЫХ ТОЛЩ.
Сравнение содержаний МЭ в нефтях и битумоидах, извлечённых из пород фундамента и из осадочных отложений на Ромашкинском месторождении, также свидетельствует о возможном привносе МЭ в аномальных зонах из глубинных толщ. Это связывается с влиянием на состав нефти как исходного органического вещества, так и глубинных толщ.
По показателям МЭ проявилась связь типов флюидов с зонами разрывных нарушений. Сделан вывод о формировании регионально нефтеносных пластов терригенного девона за счёт поступления и смешения УВ из разных источников.
Все это подтверждает факт дополнительного притока УВ из более глубоких горизонтов, либо из более прогретых зон. Они подвержены значительным гидротермальным и деструктивным процессам в зонах усиления геодинамического влияния. Это является важным звеном успешного освоения нефтегазовых месторождений.
Необходима активизация нефтехимических разработок. Нефтяная химия особенно востребована при разработке сланцевых формаций. На всех этапах геологоразведки важно оценивать качество углеводородного сырья, его физико-химические свойства и металлогеническую специализацию.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: наука, геология, Ромашкинское месторождение, Татарстан нефтедобыча